§1. Информатика как школьный предмет

Информатика — молодая научная дисциплина, изучающая вопросы, связанные с поиском, сбором, хранением, преобразованием и использованием информации. Перечисленные процессы касаются отнюдь и далеко не только персональных компьютеров и техники вообще. Ключевым понятием информатики является информация, которая представляется, естественно, не только в электронном виде. Исследованием её и процессов, с ней происходящих, информатика и занимается.

На заметку

Хотелось бы обратить внимание на наличие общих стереотипов, касающихся информатики как школьного предмета, заключающихся в его видении в качестве исключительно «компьютерного» предмета. Это — большое заблуждение. Современные технологии всё больше проникают в «обычные» школьные занятия, и совсем не только в образовательный процесс. Будучи, наверное, самым «компьютеризированным» предметом, информатика предлагает теоретических знаний никак не меньше, чем другие предметные области.

Однако всё же нужно отметить, что генетически информатика связана с вычислительной техникой, компьютерными системами и сетями, т. к. именно компьютеры (вообще — любая техника, которую можно так назвать) способны порождать, хранить и автоматически перерабатывать информацию в таких количествах, что научный подход к информационным процессам становится одновременно необходимым и возможным.

Примечание

Наука — это

  • это система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. Из словаря Ожегова

  • сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и её результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения, на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с 16-17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом. Объем научной деятельности с 17 в. удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды — научные революции, приводящие к изменению её структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм её организации; для науки характерно диалектическое сочетание процессов её дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований. Из Большого Энциклопедического Словаря

До настоящего времени общее толкование термина «информатика» (в том смысле как он используется в современной научной литературе) ещё не является установившимся.