§11. Этические и юридические проблемы информационного общества
ИнфоКонсалтинг
Образовательный сервис


Новости сайта

02.10.2017 С наступающим Днём Учителя, дорогие наши учителя!

24.08.2017 Успейте подобрать репетитора на новый учебный год! Это можно сделать на соответствующей странице нашего сайта, притом по любому предмету, в любом городе России и с учётом индивидуальных требований.

Сервис предоставлен Ассоциацией репетиторов.

Найти репетитора

Отправить заявку

24.08.2017 Страницы сайта переиндексированы для системы поиска ИнфоКонсалтинг.

Поиск по нашему сайту

04.10.2016 В разделе "К экзамену" появилось решение задачи 23 демо-версии КИМ ЕГЭ по информатике от 2017 г.

Задача 23 демо-версии 2017 г. по информатике

04.10.2016 В разделе "К экзамену" появилось решение задачи 26 демо-версии КИМ ЕГЭ по информатике от 2017 г.

Задача 26 демо-версии 2017 г. по информатике


§11. Этические и юридические проблемы информационного общества


Найти репетитора

§11. Этические и юридические проблемы информационного общества

Далеко не все правила, регламентирующие деятельность в сфере информатики, можно свести к правовым нормам: многое определяется неписанными правилами поведения. Отметим, правда, что в этом отношении информатика ничуть не отличается от любой другой сферы деятельности человека в обществе.

Морально-этические нормы в среде информатиков отличаются от этики повседневной жизни несколько большей открытостью. Большинство нынешних специалистов сформировались, приобрели свои знания и квалификацию благодаря бескорыстным консультациям и содействию других специалистов. Ярким примером особой психологической атмосферы является расширяющееся международное движение программистов, предоставляющих созданные ими программные продукты для свободного распространения.

Надо отметить, что есть и противоположность такой открытости. Многие сайты в сети Интернет, предназначенные для коллег-программистов, предоставляют всё же слишком ограниченную информацию по технике программирования, особым его приёмам и т. п. Этим сайты, созданные ради идеи, во многих случаях отличаются от сайтов поддержки очень серьёзных и мощных — платных — программных продуктов. Отчасти это можно объяснить теми же причинами: нынешние специалисты, некогда сформировавшиеся фактически сами, потратившие время и деньги на различного рода эксперименты, совсем не хотят даром отдавать плоды своего труда, подталкивая тем самым интересующихся к самостоятельным исследованиям.

Считая, что перечисленное является положительными чертами сообщества информатиков, отметим и отрицательные стороны. В частности, можно обратить внимание на язык, который используется для описания техники, её особенностей и информационных процессов. В основном, он построен на искажённых под русское произношение англоязычных терминах и аббревиатурах, введённых иностранными фирмами — разработчиками компьютеров и программного обеспечения в технической документации. Одновременно формируется и набор сленговых слов, заимствованных как из русского, так и других языков на основе аналогий и ассоциаций. Приживаемости подобных слов в языке способствует, в частности, их относительная краткость. Данное явление во многом определяет "загрязнение" языка, упрощение его форм, растворение в других языках и притом не самыми удачными способами. Широкое распространение эдакого "наречия" за пределы профессиональной среды приводит не только к ограниченности в понимании процессов широким большинством, но и к распространению всеобщей безграмотности: достаточно посмотреть на содержимое различного рода чатов или сообщений, присылаемых посредством электронной почты или сотовой связи (известно, например, что некоторые телеканалы демонстрируют в своих передачах данные сообщения без какой-либо редакторской правки). Также отметим, что с широким внедрением такого сленга появилась "мода" на написание повседневных, а не только "специальных", слов с ошибками. Это явление в корне опасно для языка.

Природа информационного общества, к которому надо стремиться, с этической точки зрения должна быть такой, что, являясь его составной частью, каждый человек, совершив неблаговидный поступок, знал бы в первую очередь об осуждении другими людьми, а не думал о наказании с точки зрения права.

В настоящее время деятельность специалистов, занятых в информационной сфере, всё чаще выступает в качестве объекта правового регулирования. Некоторые действия при этом могут быть квалифицированы как правонарушения (подробнее об этом см. §13).

На сегодняшний день можно констатировать, что правовое сознание людей в области информатики находится в России на слишком низком уровне. В общем, это и неудивительно, ведь правовое регулирование в этой сфере является для нашего законодательства принципиально новым направлением. Лишь в 1992 г. был принят Закон Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", в связи с чем были произведены изменения и дополнения в Гражданский и Уголовный кодексы, а также другие законодательные акты Российской Федерации. Главное содержание данного Закона заключалось в юридическом определении понятий, связанных с авторством и распространением компьютерных программных продуктов, а также в установлении прав, возникающих при их создании (авторских, имущественных, на передачу, защиту, регистрацию, неприкосновенность и т. п.). С 1 января 2008 г. Гражданский кодекс РФ был официально дополнен IV частью, полностью заменившей все выпущенные ранее нормативные акты, касавшиеся правовой охраны любой информации.

Для современного состояния правового регулирования сферы, связанной с информатикой, в России в настоящее время наиболее актуальными являются вопросы нарушения авторских и имущественных прав, или попросту — пиратством. Данное явление характерно для многих развивающихся стран. В следующем параграфе мы остановимся на основных понятиях, касающихся авторских и имущественных прав граждан.



Поддержите нас!


Обращаем Ваше внимание:

Ваш браузер недостаточно эффективен. Установите достойный браузер здесь.

Все анонсы? / ?



Индекс цитирования
CY, Page Rank
Яндекс.Метрика